Цель этапа: Обеспечение мотивации в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, понимании значимости материала.
|
Обсуждение.
Технология проблемного обучения.
|
1. Вступительное слово учителя.
Интерес современных писателей к духовной жизни человека в новейшей литературе.
Организация работы с эпиграфом урока.
2. Создание проблемной ситуации.
- Откуда взят эпиграф? Кто автор этих слов? Произведение?
- Как эпиграф связан с рассказом, который вы читали дома?
- А какие слова вы считаете ключевыми в рассказе «Соня»? Могли бы они послужить эпиграфом нашего урока?
- Почему?
3. - Каких героев художественной литературы вы помните, которые так же относились к людям?
- О чём рассказ «Соня»?
- Только ли о любви он?
|
1. Включение учащихся в деловой ритм урока. Чтение эпиграфа к уроку: «Любовь … сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
2. Выяснение путей выхода из проблемной ситуации. Ответы детей. Оформление записей в тетради.
«Голубков огонь не берёт».
3. Дети вспоминают Данко М. Горького, князя Мышкина и Соню Мармеладову Ф.М. Достоевского. Проводят параллель между двумя героинями.
Выяснение вопроса о многоаспектности рассказа (тема жизни и смерти, игры с судьбой, войны, лишений, превратностей судьбы, смысла жизни и др.).
|
Познавательные УУД: выполнение операции анализа, установление аналогий, причинно-следственных связей;
Личностные УУД: мотивация к обучению.
Регулятивные УУД: планирование последовательных действий.
Коммуникативные УУД:
умение строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|
Цель этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, постановка цели.
|
Беседа.
Технология проблемного обучения.
|
1. Целеполагание.
- Как можно определить тему и цели нашего урока сегодня, какие будут предположения?
- Какие задачи нам предстоит решить?
- Какими способами автор доносит до нас основную идею рассказа?
|
1.Самоопределение (какие цели и вопросы ставим). Формулируют тему урока и ставят задачи для её достижения («Многоас-пектность рассказа «Соня». Тема несгораемой любви к людям»).
Определение направлений работы в классе: портретная характеристика героев; роль Ады Адольфовны в жизни главной героини; образ повествователя; образы-символы и роль художественных деталей в рассказе; изобразительно-выразительные средства произведения.
По ходу урока дети делаю записи в тетради.
|
Познавательные УУД: самостоятельная постановка и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания; умение делать выводы, обобщения.
Личностные УУД: формирование ценностных ориентаций; гуманистическая позиция.
Регулятивные УУД:
целеполагание; высказывать предположения на основе наблюдений;
самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД: уметь доказывать правильность своего выбора и принятого решения.
|
Цель этапа: Открытие детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий.
|
Технология личностно-ориентированного подхода.
Информационная технология. Групповая технология.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
|
1. –Традиционными ли способами Т. Толстая это делает?
- Что она вносит нового в жанр повествования?
Разговор о новом в XX веке направлении в литературе.
2. - Что мы должны сделать на данном этапе урока?
3. Предложить работу в малых группах:
провести исследование текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания рассказа.
|
1. Ответы детей противоречивы.
Индивидуальное сообщение обучающегося о постмодернизме с презентацией (2мин.).
2. Работать с художественным полотном, анализировать его.
3. Деление класса на 5 групп. Поиск новой информации по направлениям и коллективное составление
а) кластера «Образы героинь в рассказе»;
б) кластера «Признаки постмодернизма в рассказе «Соня».
|
Познавательные УУД: использовать разные механизмы и приёмы чтения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные УУД: формировать потребность в социальном признании.
Регулятивные УУД: планирование конечного результата.
Коммуникативные УУД: вступление в диалог, сотрудничество с коллективом сверстников и учителем.
|
IV. Рефлексийный
|
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
|
Подведение итогов.
Оценивание работ обучающихся.
|
Самостоятельно сформулированные выводы урока, подведение итогов. Смысл человеческой жизни с её противоречиями, надеждами и отчаянием.
Незыблемые нравственные ценности человека. Безграничная любовь к людям как потребность души. В основе постмодернизма Т. Толстой – личный опыт автора. Игра слов и смыслов, тотальная ирония, красота поэтики, ориентированность на читателя с разным культурным уровнем, интертекстуальность (приобщение всего предшествующего культурного массива).
Соня счастливо прожила свою короткую жизнь!
|
Познавательные УУД: преобразовывать и сохранять информацию, делать выводы и обобщения, анализировать речевую деятельность свою и одноклассников.
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: саморегуляция; коррекция результата.
Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности.
|