Сайт учителя Новичковой Ольги ВикторовныВоскресенье, 06.07.2025, 18:10

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Технологическая карта урока по рассказу Т. Толстой "Соня".
01.04.2015, 20:04

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ  ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

МОУ Гимназия №46 п. Малаховка Люберецкого района МО

11 класс

Новичкова Ольга Викторовна

ПРЕДМЕТ

литература

 

УМК Беленького Г.И. Литература . 11 класс

 

 

 

Рассказ Т. Толстой «Соня». Многоаспектность содержания рассказа. Тема несгораемой любви к людям.

УЧЕБНИК (линейка учебников)

ТЕМА  УРОКА

ТИП УРОКА

Открытие нового знания

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Данный урок является вторым в системе изучения творчества Т. Толстой (на первом был рассмотрен рассказ «Река Оккервиль») и представляет собой урок внеклассного чтения.

 

 

ТЕХНОЛОГИИ

 

1. Технология проблемного обучения;

2. информационная технология;

3. групповая технология;

4. технология развития критического мышления через чтение и письмо;

5. технология личностно-ориентированного подхода.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (УУД)

Познавательные

личностные

регулятивные

коммуникативные

Умение устанавливать причинно-следственные связи, построение логической цепи рассуждений, понимание авторской позиции при изображении персонажей рассказа; выделение гуманистических мировоззренческих идей при изображении образов, поэтика рассказа, создание кластера.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархия, сформированность потребности в самовыражении и самореализации.

Самоконтроль в организации учебной деятельности, принятие ответственности за выбор организации своей учебной деятельности.

Уметь строить доказательства, подтверждающие собственную точку зрения; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное речевое взаимодействие с людьми разных возрастных категорий, адекватно реагировать на критику.

         

Этап урока

Формы работы.

Технологии

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

I. Мотивационный

 

 

   

Цель этапа: Обеспечение мотивации в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, понимании значимости материала.  

Обсуждение.

Технология проблемного обучения.

1. Вступительное слово учителя.

 

Интерес современных писателей к духовной жизни человека в новейшей литературе.

Организация работы с эпиграфом урока.

 

2. Создание проблемной ситуации.

- Откуда взят эпиграф? Кто автор этих слов? Произведение?

- Как эпиграф связан с рассказом, который вы читали дома?

- А какие слова вы считаете ключевыми в рассказе «Соня»? Могли бы они послужить эпиграфом нашего урока?

- Почему?

 

3. - Каких героев художественной литературы вы помните, которые так же относились к людям?

- О чём рассказ «Соня»?

 

 

 

- Только ли о любви он?

 

 

1. Включение учащихся в деловой ритм урока. Чтение эпиграфа к уроку: «Любовь … сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

 

2. Выяснение путей выхода из проблемной ситуации. Ответы детей. Оформление записей в тетради.

 

 

 

«Голубков огонь не берёт».

 

 

 

 

 

3. Дети вспоминают Данко М. Горького, князя Мышкина и Соню Мармеладову Ф.М. Достоевского. Проводят параллель между двумя героинями.

 

Выяснение вопроса о многоаспектности рассказа (тема жизни и смерти, игры с судьбой,  войны, лишений,  превратностей судьбы,  смысла жизни и др.).

Познавательные УУД: выполнение операции анализа, установление аналогий, причинно-следственных связей;

Личностные УУД: мотивация к обучению.

Регулятивные УУД: планирование последовательных действий.

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

II. Ориентировочный

 

 

   

Цель этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, постановка цели.

Беседа.

Технология проблемного обучения.

1. Целеполагание.

- Как можно определить тему и цели нашего урока сегодня, какие будут предположения?

 

- Какие задачи нам предстоит решить?

 

 

 

- Какими способами автор доносит до нас основную идею рассказа?

1.Самоопределение (какие цели и вопросы ставим). Формулируют тему урока и ставят задачи для её достижения («Многоас-пектность рассказа «Соня». Тема несгораемой любви к людям»).

 

Определение направлений  работы в классе:  портретная характеристика героев; роль Ады Адольфовны в жизни главной героини; образ повествователя; образы-символы и роль художественных деталей в рассказе; изобразительно-выразительные средства произведения.

 

По ходу урока дети делаю записи в тетради.

Познавательные УУД: самостоятельная постановка и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания; умение  делать выводы, обобщения.

Личностные УУД: формирование ценностных ориентаций; гуманистическая позиция.

Регулятивные УУД:

целеполагание; высказывать предположения на основе наблюдений;

самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: уметь доказывать правильность своего выбора и принятого решения.

III. Исполнительский

 

 

   

Цель этапа: Открытие детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий.

Технология личностно-ориентированного подхода.

Информационная технология. Групповая технология.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

1. –Традиционными ли способами Т. Толстая это делает?

- Что она вносит нового в жанр повествования?

Разговор о новом в XX веке направлении в литературе.

 

2. - Что мы должны сделать на данном этапе урока?

 

 

3. Предложить работу в малых группах:

провести исследование текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания рассказа.

1.  Ответы детей противоречивы.  

 

    Индивидуальное сообщение  обучающегося о постмодернизме с презентацией (2мин.).

 

2. Работать с художественным полотном, анализировать его.

 

3. Деление класса на 5 групп. Поиск новой информации по направлениям и  коллективное составление

а) кластера «Образы героинь в рассказе»;

б) кластера «Признаки постмодернизма в рассказе «Соня».

Познавательные УУД:  использовать разные механизмы и приёмы чтения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее  эффективных способов решения задач; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: формировать потребность в социальном признании.

Регулятивные УУД: планирование конечного результата.

Коммуникативные УУД: вступление в диалог, сотрудничество с коллективом сверстников и учителем.

IV. Рефлексийный

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работ обучающихся.

Самостоятельно сформулированные выводы урока, подведение итогов. Смысл человеческой жизни с её  противоречиями, надеждами и отчаянием.

Незыблемые нравственные ценности человека. Безграничная любовь к людям как потребность души. В основе постмодернизма Т. Толстой – личный опыт автора. Игра слов и смыслов, тотальная ирония, красота поэтики, ориентированность на читателя с разным культурным уровнем, интертекстуальность (приобщение всего предшествующего культурного массива).

Соня счастливо прожила свою короткую жизнь!

 

 

Познавательные УУД: преобразовывать и сохранять информацию, делать выводы и обобщения, анализировать речевую деятельность свою и одноклассников.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД:  саморегуляция; коррекция результата.

Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности; освоение способов совместной деятельности.

V. Домашнее задание.

Технология личностно-ориентированного подхода.

Предложить 2 варианта д/з на выбор: 1. для сильных учащихся - написать  эссе «Гуманистическая идея рассказа «Соня»;  2. для слабых -  «Моё прочтение «Сони» Т. Толстой».

Записывают д/з на выбор.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Novichkova_Olga
Просмотров: 1277 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

© KI Corporation
совместно с

Сайт принадлежит учителю русского языка и литературы
МОУ Гимназии № 46 Новичковой Ольге.