Сайт учителя Новичковой Ольги ВикторовныСуббота, 05.07.2025, 11:43

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Пояснительная записка по русскому языку_7 класс_ФГОС
18.09.2016, 00:41

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс.

(5 часов в неделю, 175 часов)

              Рабочая программа по русскому языку для 7-х классов составлена в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта среднего основного общего образования второго поколения,  Приказа № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012).

            Программа реализуется с использованием УМК: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, , Л.А. Тростенцова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2016.

            Цели и задачи изучения учебного предмета соответствуют миссии гимназии: создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, так и общения, обеспечивающей достижение учащимися ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах жизнедеятельности. Формирование выпускника с устойчивыми ключевыми компетентностями для жизни в условиях глобального образовательного, научного и информационного общества и его динамично меняющихся потребностей.

           Актуальность выбора программы мотивирована тем, что она:

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  • построена с учетом принципы системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности     между различными разделами курса;
  • составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой;
  • ориентирована на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
  • предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения;
  • способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся;
  • создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
  • отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей; отличается вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
     

                    Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

 

      Главной особенностью программы является ее направленность на:

 - достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
 - осмысления его основных закономерностей
 - усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
 - развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
 - навыков самостоятельной учебной деятельности
 - самообразования, речевого самосовершенствования
 - успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
 - способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
 - грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

      Программа реализует:
 - идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
 - идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
 - культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии


                         Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

- общеучебные компетенции:

познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

- предметные компетенции:

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 

           Изучение курса русского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:

Ø   воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

Ø   совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

Ø  освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка, об особенностях русского речевого этикета;

Ø  формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Ø  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по русскому языку с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

Ø  использование приобретенных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных  умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 

           Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

  1. Игровые технологии
  2. Исследовательская технология обучения
  3. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
  4. Метод проектов
  5. Технологии уровневой дифференциации
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии
  8. Развивающего обучения

           Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

            Входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый -  итоговый контрольный диктант, комплексный анализ текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7  КЛАССА.

Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приво­дя примеры.

Уметь:

 

Речевая деятельность:

аудирование:

• адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемо­го на слух;

• выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

• составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

• обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одно­классника;

чтение:

• дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

• находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

• проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);

• составлять тезисный план исходного текста;

• владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать со­держание текста по данному началу;

• с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста

вслух;

говорение:

• сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выра­зительные языковые речевые средства;

• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

• формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

• размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содер­жания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литератур­ного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

• уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом рече­вой ситуации;

письмо:

• сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выра­зительные и речевые средства;

• создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

• писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискусси­онного характера;

• соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литера­турного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

• уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

• использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании тек­ста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразователь­ной, грамматической синонимии;

текст:

• анализировать    тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности

речи;

• рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построе­нию связного текста;

• устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значе­нием;

• определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

• правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

• анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

• объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словооб­разовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

• определять способы образования слов разных частей речи;

•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного

словаря;

• составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

• с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

• соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значени­ем, а также с условиями и задачами общения;

• толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

пользоваться различными видами лексических словарей;

• находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологи­ческом словаре;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

•проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры упот­ребления слова в переносном значении;

морфология:

• различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

• правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;  

• использовать знания и умения   по морфологии в практике правописания и проведения син­таксического анализа предложения;

орфография:

• владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

• учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выбо­ре правильного написания;

• аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать слово­сочетания по предложенной схеме;

• определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

• различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

• использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

• соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

• устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

 

   1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

   2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

   3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

   4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового

стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

   5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

   6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических

категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

   7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

   8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

   9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Категория: Мои файлы | Добавил: Novichkova_Olga | Теги: русский язык, ФГОС, 7 класс, Пояснительная записка
Просмотров: 1113 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

© KI Corporation
совместно с

Сайт принадлежит учителю русского языка и литературы
МОУ Гимназии № 46 Новичковой Ольге.