Сайт учителя Новичковой Ольги ВикторовныПонедельник, 07.07.2025, 07:39

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Август » 7 » Дидактический материал по русскому языку "Особые формы глагола"."Деепричастие"(№1-7) 6 класс.
19:24
Дидактический материал по русскому языку "Особые формы глагола"."Деепричастие"(№1-7) 6 класс.

Деепричастие.

1.

Распределительный диктант. Как пишется НЕ со словами? В скобках укажите часть речи.

Раздельно

Слитно

 

 

 

Материал для работы.

1.      (Не)будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

2.      (Не)светило, (не)горело, да вдруг припекло.

3.      (Не)доверие к себе можно подорвать и маленькой ложью.

4.      Одной рукой и узла (не)завяжешь.

5.      (Не)учась и лаптя (не)сплетёшь.

6.      (Не)велика птичка, да ноготок остёр.

7.      Дом (не)велик, да лежать (не)велит.

8.      (Не)вежливость и (не)внимательность хозяев оскорбляет гостя.

9.      (Не)положа, (не)ищут.

10.  (Не)досол на столе, а пересол на спине.

(Словарь русских пословиц и поговорок/Жуков В.П., М.: Рус. яз. – Медиа, 2007)

2.

Распределите выделенные слова по колонкам таблицы, выделив в них суффиксы глаголов и деепричастий. Обозначьте в этих словах орфограмму в корне слова.

Глаголы

Деепричастия

 

 

 

1.      Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни, и оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма.

2.      Действуя по первому побуждению, я крепко связал два ремня, задел их за раму и, отдав один конец товарищу, сам повис на другом.

3.      Я ждал, но мой противник, окинув меня тем же испытующим взглядом, не шевелился.

4.      Вынув из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей армией, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке.

5.      Валек гонял их ивовым прутиком, а Маруся, весело сверкая глазами, смеялась и хлопала в ладоши.

(В.Г. Короленко «В дурном обществе».)

3.

 

Выпишите из предложений словосочетания «деепричастие + существительное». Выделите в деепричастиях суффиксы. Укажите вид деепричастий.

1.      Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

2.      И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.

3.      В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.

(М.М. Пришвин «Кладовая солнца».)

4.

Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выпишите деепричастия, указав их вид и время.

Нести посылку домой, (не)узнав, что (в) ней, я (не) мог: не то т..рпение. Ясно, что там (не)картошка. Для хлеба тара тоже, пожалуй, м..ловата, да и (не)удобна. К тому же хлеб отпр..вляли недавно, он у меня ещё был. Тогда что там? Тут же, в школе, я з..брался (под)лес..ницу, где, помн..л, л..жит топор, и, отыскав его, оторвал крышку. (Под)лес..ницей было т..мно, я выл..з обратно и, воровато оз..раясь, поставил ящик на ближний подоко(н, нн)ик.

(В.Г. Распутин «Уроки французского».)

                                                                                                       5.

Прочитайте реплику литературного персонажа и найдите в ней пословицу. Как вы её понимаете? Выпишите все глаголы и образуйте от них возможные формы деепричастий, выделив суффиксы.

- Отныне я за дело берусь, буду тут за главного! – твёрдым голосом сказал Демидов. – Хватит, отгулялся! Ныне за работу! Без хозяина – дом сирота, а заводу и вовсе погибель. (Е.А. Фёдоров «Каменный пояс».)

6.

Cпишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте деепричастные обороты. Составьте схему последнего предложения.

1.      Калле положил увеличительное стекло в ящик письменного стола и они с Андерсом понеслись вниз по лестнице сотрясая дом до самого основания.

2.      Чаще всего он закрывал глаза на это обстоятельство и выступая в роли сыщика всегда представлял себя как зрелого мужчину с острым, проницательным взглядом и небрежно засунутой в рот трубкой.

3.      Слушая Калле внимательно смотрел по сторонам.

4.      Полицейский Бьорк улыбнулся сверкнув красивыми белыми зубами.

5.      Недолго думая он раскрыл книгу для приезжающих.

6.      Калле вынул записную книжку и списал туда фамилии затем тщательно перечислил приметы своих новых знакомцев.

(А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».)

7.

«Перепутались» части предложений. Соберите их и запишите, расставляя знаки препинания. Выпишите деепричастия и преобразуйте их в глаголы.

1.      Белка игриво скачет с сучка на сучок закрыв рукой глаза.

2.      Мы закончили беседу по телефону поджав под себя задние лапы.

3.      Ива мирно стояла на берегу великолепного озера трусливо пригнув свои длинные уши.

4.      Николай медленно пошёл к выходу распустив свой пушистый хвост.

5.      Громадный лев лежал на брюхе шевеля листочками.

6.      Зайчишка сидел за пеньком договорившись о встрече на вечер.

Просмотров: 2024 | Добавил: Novichkova_Olga | Теги: русский язык, 6 класс, дидактический материал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Август 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей


© KI Corporation
совместно с

Сайт принадлежит учителю русского языка и литературы
МОУ Гимназии № 46 Новичковой Ольге.